Липецкий трамвай
События ▼
• Архив
• 2024 год
Маршруты ►
Вагоны ►
История ►
Фотогалерея ►



Открытый Липецк - лучший форум Липецка
Top.Mail.Ru


Архив событий

«Мы эту концессию не вытянем. Это колоссальная сумма!»

28 июня 2022 г.

В липецком горсовете обсудили концессионную инициативу екатеринбургской компании, предложившей инвестировать в обновление липецкого трамвая более 11 миллиардов рублей.

Как уже сообщал GOROD48, Липецк стал одним из десяти городов-участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского наземного электрического транспорта. Из Фонда национального благосостояния и от госкорпорации «ВЭБ.РФ» город намеревается получить грант в 10,8 млрд рублей. На эти средства мэрия планирует обновить 26,5 км трамвайных путей, отремонтировать пять тяговых подстанций, модернизировать депо и купить не менее 46 новых вагонов. Проект подразумевает заключение концессионного соглашения на 25 лет.

Как раз под эти параметры и попал проект концессионного соглашения зарегистрированного менее месяца назад ООО «Мовиста Регионы Липецк». Его уставной капитал – 100 тысяч рублей. Устав компании предполагает участие в десятках основных и дополнительных видов деятельности, связанных с эксплуатацией и ремонтом транспорта, сделками с недвижимостью, деятельностью холдингов и финансово-промышленных групп. Собственник ООО «Мовиста Регионы Липецк» – 40-летний житель Екатеринбурга Максим Коготков.

ООО «Мовиста Регионы Липецк» создана 20 мая, а уже 23 мая госкорпорация ВЭБ.РФ сообщила Максиму Коготкову о своей заинтересованности в проекте и готовности предоставить его компании не менее 5% средств, необходимых для реализации проекта. Документ подписал заместитель председателя госкорпорации Олег Говорун с припиской от руки: «С уважением».

И уважать есть за что: общий объем инвестиций в липецкий трамвай – 11,4 млрд рублей. Из них 6,8 миллиардов – на ремонт путей, 3,9 миллиарда – на приобретение подвижного состава. Инвестор дополнительно учел 667,2 млн рублей своих расходов на создание объекта соглашения. Собственные средства концессионера при реализации проекта составляют 7,5% или 809 млн рублей, заемные средства – 62% (6,7 млрд рублей), софинансирование концедентом (мэрией Липецка и областной администрацией) – 30% (3,2 млрд рублей). Срок действия соглашения – 300 месяцев (25 лет).

К сожалению, сегодня депутатам горсовета не удалось задать вопросы представителям компании, на заседание постоянной комиссии по транспорту, дорожному хозяйству и благоустройству их не было. А вопросов оказалось много.

– Мы эту концессию не вытянем. Это колоссальная сумма! – воскликнула заместитель председателя Счетной палаты Липецка Оксана Затонских.

Аудиторы Счетной палаты Липецка подсчитали, что на время действия концессии дополнительная нагрузка на бюджет Липецка составит, в среднем, 1,3 млрд рублей в год при нынешних ежегодных расходах на транспорт в 115 млн рублей! Помимо этого, 3,2 млрд рублей проекта – это капитальный грант. Его нужно выплатить концессионеру в виде субсидии в течение 2023-2024 годов, что тоже ляжет гирей на городской бюджет. Кроме этого, бюджет Липецка станет источником оплаты дополнительных расходов концессионера при возникновении «особых обстоятельств», перечисление которых в проекте договора исчисляется страницами.

В итоге Счетная палата в своем резюме подчеркнула, что бюджет Липецка и без того дефицитный, а потому у муниципалитета нет возможности заключить и исполнять предложенный договор.

Правовое и экспертно-аналитическое управления горсовета указали и другие вещи, которые их смутили. Специалисты подсчитали, что концессионер вложит в проект 7,5 млрд рублей, а концедент – 37,3 миллиарда (в их числе инвестиционный платеж мэрии и областной администрации в размере 15,6 млрд рублей и эксплуатационный платеж на сумму 18,5 миллиарда). Концессией предполагается обновление всего 38,5% трамвайных путей, в то время как по данным МУП «Городской электротранспорт», замены требуют более 70% путей (треть их признана аварийными). К тому же Стратегией социально-экономического развития Липецка до 2035 года предполагается строительство скоростного трамвая, чему не соответствуют предложения екатеринбургского концессионера. Ну и мелочь: МУП обременен договором аренды с УФНС по Липецкой области – фискалы занимают часть помещений предприятия, а по закону у собственника имущества не должно быть никаких ограничений в его использовании.

Как оказалось, вопросы к предложению ООО «Мовиста Регионы Липецк» есть и у областной администрации, и у мэрии Липецка.

Председатель дептранса городской администрации Евгений Чекрыжов сообщил, что проект однозначно нуждается в корректировке как в связи с его общей недоработанностью, так и с привязкой к нынешним экономическим реалиям. Например, не известна цена вагонов в 2023-2024 годах от отечественных предприятий-изготовителей (сейчас новый вагон стоит 80-90 миллионов рублей). В начале года замена одного километра пути обходилась в 175 млн рублей, а сколько будут стоить рельсы через год, не знает никто. Но трамвай как вид транспорта Липецку нужен. Поэтому региональные и городские чиновники вошли в плотные переговоры с концессионером по изменению параметров проекта.

В частности, Липецку нужны больше новых трамваев и больше маршрутов. Поэтому в планах дептранса – строительство новых линий по улицам Стаханова и Папина и замена 60% рельсов. Сэкономить можно на необязательности ограждения трамвайных путей, которые, в основном, вынесены за пределы автомобильных дорог. Можно отказаться от масштабной реконструкции трамвайного депо – оно находится в приемлемом состоянии. Существенно сэкономить можно на том, чтобы не передавать функции перевозчика концессионеру, а оставить его в ведении МУПа.

Евгений Чекрыжов сообщил депутатам, что все концессионные предложения по федеральному проекту «Чистый воздух» подвергнутся аудиту правительства РФ. Сроки строительства новой инфраструктуры сжатые – 2-3 года.

– Просим поддержать участие Липецка в федеральном проекте на иных условиях, чем те, которые были нам предложены концессионером изначально. Мы хотим уменьшить нагрузку на бюджет города. Радует, что второй стороной концессии будет администрация Липецкой области, – этими словами Евгений Чекрыжов закончил свое выступление перед депутатами.

Члены депутатской комиссии порекомендовали мэрии выйти на концессионное соглашение после тщательной проверки предложений екатеринбургской компании, которая, по словам Евгения Чекрыжова, помимо Липецка заявилась со своими проектами еще в семь городов-участников пилотного федерального проекта комплексного развития городского наземного электрического транспорта.

P.S. Максим Коготков в июле 2020 года создал ООО «Уральские транспортные концессии» с уставным капиталом в 10 000 рублей. Основной вид деятельности – регулярные перевозки пассажиров трамваями. На сайте list-org.com о компании сказано, что она не участвовала в госзакупках, не была истцом или ответчиком в арбитраже.

Также он является руководителем или учредителем четырех других организаций: ООО «Верхнепышминский трамвай» (в 2020 году на предприятии работали два человека, в прошлом году – шесть), ООО «ТСГ «Когорта» (в базе проверок контрагентов «Чекко» нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах), ООО «Строительная компания «Третья столица» (создано в 2003 году, ликвидировано в 2015-м) и жилищно-строительного потребительского общества «Веселая горка» (летом 2021 года организация была ликвидирована).

События: 2022 год → по годам → последние

Форум | СсылкиО проекте
Весь транспорт Липецка © Rave Speeder, 1999-2024