![]() |
|
ИсторияОфициальной датой рождения липецкого трамвая считается 7 ноября 1947 года - именно в этот день побежал по рельсам первый состав из двух вагонов... Но началось все, естественно, намного раньше. В 1944 году Совет Народных Комиссаров СССР принял специальное постановление о благоустройстве Липецка. Этим документом предусматривалось расширение водопроводной сети, проектирование канализации и строительство трамвайной сети. В апреле 1945 года появилось сообщение ТАСС: « «Москва. Дортранспроект» разработал проект сооружения трамвайной линии в Липецке.» 21 июля 1945 года Исполком Липецкого горсовета депутатов трудящихся принял решение «Об организации при Липецком Горкомхозе - Управления по строительству трамвая и о рассмотрении штата этого Управления». В этом документе, в частности, говорится о том, что к строительству трамвая в городе приступили, но организации, которая возглавила бы это начинание, - в Липецке нет. А посему необходимо возбудить ходатайство перед СНК РСФСР об организации при Липецком Горкомхозе Управления по строительству трамвая... В том же - 1945 году к строительству трамвая был приставлен Добровский леспромхоз, который обеспечивал стройку шпалами. Для их вывозки привлекали рабочую силу и транспорт городских предприятий. Причем был тщательнейшим образом составлен список: сколько и в какой срок выделяется людей, а так же тракторов, автомашин и лошадей с повозками... Однако интенсивная прокладка путей началась в основном в 1946 году и сыграла немаловажную роль в дальнейшем развитии тракторного завода. Да и первый трамвайный маршрут пролегал от проходной тракторного до спиртзавода... О том, как строился липецкий трамвай, рассказал Иван Антонович Чунихин, работавший в 1946 - 49 годах первым секретарем Липецкого горкома комсомола и принимавший непосредственное и деятельное участие в этом строительстве. Оказывается, в те годы пассажирского транспорта в Липецке не было никакого: ни автобуса, ни трамвая, не говоря уж о троллейбусе. Да и сам провинциальный городок середины 40-х прошлого века весьма отличался от нынешнего: узенькие улочки, лишенные какого-либо дорожного покрытия, равно как и освещения, одноэтажные дома с печным отоплением - естественно, без водопровода и канализации... А на левом берегу реки располагались важные промышленные объекты: Новолипецкий завод, тракторный, ферросплавный, силикатный заводы, трест «Липецкстрой», спиртзавод... Пешком-то туда не находишься на такие расстояния. «Чтобы попасть на левый берег по делам - приходилось действовать прямо-таки шпионскими способами, - вспоминает Иван Чунихин. - Я добирался до старого здания кинотеатра «Октябрь» и ждал, когда появится какая-нибудь грузовая машина. Дальше - дело техники: на ходу быстро зацепиться рукой за борт и запрыгнуть в кузов. А там - сидеть тихо как мышь, чтобы водитель не услышал! Хорошо, если грузовик направлялся до тракторного, а то приходилось на ходу так же аккуратно «сходить» и ждать очередной попутки. Вот так и путешествовал». В общем, трамвай городу был необходим как воздух. Но, по воспоминаниям Ивана Чунихина, народное хозяйство страны, в том числе и Липецка, после войны было сильно подорвано (хотя наш город и не был в оккупации). «Никакого финансирования, никаких средств - откуда, кто их даст? - продолжил разговор Иван Антонович. - И каким же образом осуществить в жизнь проект строительства трамвая? Все очень просто - методом народной стройки. В частности, перед городским комитетом комсомола была поставлена задача - ежедневно, по 1200 - 1300 человек - молодежи, комсомольцев выводить на стройку. Причем безвозмездно! И желающих находилось - хоть отбавляй. Парни и девчата прямо горели - надо, значит, надо! Готовность и патриотизм у людей тогда были необыкновенные!» Помимо комсомольцев на стройке трудилась немалая часть и других горожан. Горком партии обратился с призывом к липчанам, и они не заставили себя долго ждать. Массовые субботники и воскресники проходили под лозунгом: «Все на трассу!» (По некоторым источникам в них участвовало до 27 тысяч человек.) При современной технике вся работа была бы выполнена в течение нескольких недель, но тогда строительство трамвайной линии затянулось на долгое время. Ведь все делалось практически вручную! Лопаты да тележки - подручные средства тех лет... А основные - рабочие руки. 9 октября 1947 года исполком Липецкого горсовета депутатов трудящихся принял решение «Об утверждении устава Управления Липецкого городского трамвая». Черным по белому в этом документе написано: «...утвердить прилагаемый нормальный устав Липецкого городского трамвая в соответствии с приказом Наркомхоза РСФСР...» Да, да, именно так и написано - нормальный устав! Но вернемся к самому трамваю. Старожилы рассказывают, что первый трамвай был составлен из двух старых вагончиков с литыми узорными решетками вместо дверей. А возил их, пока не были натянуты провода, трофейный мотовоз, восстановленный сборщиками ЛТЗ... Трамвайный путь тогда состоял из одной колеи, и для того чтобы как-то разминуться в пути, на остановках существовали разъезды. Тогда же, в 1947 году, было приобретено 14 трамвайных вагонов, доставленных в Липецк из Саратова и три из Воронежа, но все они нуждались в капитальном ремонте и были распределены для этих целей между крупнейшими промышленными предприятиями города. - В день пуска мы с младшей сестрой полдня катались - трамвай в диковинку был, - вспоминает Александр Истомин, заведующий организационным отделом Липецкого обкома ГМПР. - Уже позже мы с друзьями, возвращаясь из школы, обязательно ждали трамвай, хотя ехать до дома было всего одну остановку! В трамвай набивались битком - едет вагон, весь облепленный пацанвой! Проезд тогда стоил 5 копеек, моя мама - рабочая на спиртзаводе получала 250 рублей - это для сравнения цен. Катались и «зайцами» - всякое бывало, но и кондукторы к нам относились благосклонно - мы же дети войны... Самые первые трамваи были коричневого цвета, и звонок у них был очень громкий. Кстати, тогда всех кондукторов и вожатых знали в лицо, знали, кто в депо работает... И к самим трамвайчикам отношение у людей было ласковое, называли их «аннушками» и «букашками»... B уже вскоре трамвайные пути пронизали весь город... © Галина Колесниченко Вехи развития• 7 ноября 1947 года - первая поездка трамвая была приурочена к 30-й годовщине Октябрьской революции. Несколько дней потребовалось на устранение недоделок. • 11 ноября 1947 года - отрытие коммерческой эксплуатации сети по линия от Депо №1 до спиртзавода. • 1948: продление линии до посёлка ЛТЗ. • 1950: построено b введено в эксплуатацию трамвайное депо № 1 на ул 9 мая. • 1954: открытие линии от улицы Литаврина по Соляной улице до Колхозной площади (ныне площадь Победы). • 1956: начало стоительства линии к посёлку Сокол от кольца улицы Литаврина. • 1957: открытие линий до 3-го участка ЛТЗ и до железнодорожного вокзала (со строительством кольца). • 1958: постройка Моста №1 (Петровского) с трамвайной линией на нём. Открыты маршруты ЛТЗ - Сокол, ЛТЗ - Вокзал. • 1959: открытие кольца у трубного завода, открытие линии Вокзал - Трубный. • 1965: открытие линии к посёлку Сокольских металлургов (Сокола) от кольца трубного завода по улицам Гагарина, Ленина (Студёновской). Открыт маршрут Трубный - Сокол. • 1965: открыто трамвайное кольцо у Новолипецкого металлургического завода (НЛМЗ). Открыты маршруты НЛМЗ - Трубный, НЛМЗ - Сокол. • 1966: перенос трамвайных путей с улицы Желябова на ул Плеханова. • 1969: открытие линии по улице Циолковского, связанное со строительством моста через Каменный Лог. • 1969: открыта линия до стана 2000 от НЛМЗ по улицам Ферросплавной и Алмазной. • 1977: перенос трамвайных путей со снесённой Соляной улицы на улицы Неделина и Первомайскую. Движение трамваев было разделено - вниз трамваи шли по ул. Неделина, обратно возвращались по Первомайской. • 1978: открытие линии на доменную печь №6. • 1980: начало строительства линии по Октябрьскому мосту. • 1982: начало строительства депо №2, строительство линии по ул. Московской до Кольца 9 микрорайона (Маршрут №13) • декабрь, 1982: постройка кольца 9 микрорайона. • 1984: открытие депо №2 • 1984-1986: строительство новой линии от депо №2 до второго мостового перехода (Октябрьского моста). • 1986: открытие регулярного движения по мосту №2, начало эксплуатации Tatra-T6B5 • 1989 год: открытие кольца у памятника танкистам (21-й микрорайон). В маршрутном движении кольцо начало использоваться с 1993 года. • 1990: cнятие однопутного участка на 3-й участок ЛТЗ (Маршрут №1) • 2002: объединение двух трамвайных депо, начало сокращения трамвайной сети. • 2003: закрытие движения по Петровскому мосту со снятием линии. • 2003: снятие линии на Сокол. • 2004: снятие линий по улицам Неделина, Первомайской; строительство кольца «Центральный рынок» • 2005: снятие линий по улицам Гагарина, Плеханова. |
Форум | Ссылки | О проекте |
![]() | © Rave Speeder, 1999-2025 |